Цель (обучающая):
-организовать деятельность учащихся, направленную на изучение видового разнообразия растений на территории учреждения образования;обобщить и систематизировать знания учащихся о строении растений, функциях отдельных органов растений;сформировать знания о разнообразии растений родного края.
Задача (развивающая):
- способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за живыми организмами;создать ситуацию практического применения полученных знаний и умений;развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать информацию, находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать;
создать условия для развития наблюдательности, навыков исследовательской работы;содействоватьразвитию логическое мышления и речи учащихся.
Задача (воспитательная): содействоватьсозданию ситуаций для развития коммуникационных способностей учащихся, умений сотрудничать;способствовать развитию чувства уважительного и бережного отношения к живой природе, живым организмам.
Тип урока: образовательное путешествие .
Формы организации учебной деятельности: групповая, самостоятельная, исследовательская, индивидуальная, творческая работа.
Формы контроля знаний и умений: самоконтроль и взаимоконтроль.
Ведущий метод: исследовательский.
Технология:элементы технологии проблемного обучения, учебно-поисковой и исследовательской деятельности, здоровьесберегающей технологии.
Учебно-методическое обеспечение: мультимедийная презентация, блокноты, карандаши, определительные карточки, фотоаппарат, индивидуальные карточки для самоконтроля, натуральные объекты – растения на пришкольной территории учреждения образования.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Добрый день! Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Сейчас каждый из вас выберет для себя карточку по цвету, который ему нравится. Успехов вам и удач!
II. Актуализация знаний .
Проверим свои знания по биологии. Учащиеся отвечают на вопросы тестов в презентации, при этом повторяя пройденный материал..
Организованный выход класса на пришкольный участок .
- Путешествие по пришкольной территории .
1. Первая остановка (проблемное изложение). Сегодня мы с вами совершим мини-путешествие в мир природы. Обратите внимание на растения, которые нас окружают. Давайте вспомним, что такое жизненная форма растений? Какие жизненные формы растений вам известны? Если бы мы вышли зимой на пришкольную территорию, мы тоже бы встретили все жизненные формы растений? Или нет? Почему? Хорошо, зимой травы отсутствуют, а как же весной возобновляется их рост? Откуда «берутся» травянистые растения? Ребята высказывают предположения.
2. Вторая остановка (строение вегетативных органов). Давайте вспомним органы растений и их функции? Говорим определение, даём характеристику органа. Для выполнения задания выбираем растение из отдела Покрытосеменных, желательно в фазе цветения. Выбираем растения с простыми и сложными листьями. Задание: кто назовёт части листа? (найти и показать черешок, листовую пластинку, прилистники – при наличии). На примере травянистых растений - найти сидячие листья, различные типы листорасположения. Какие основные функции выполняют листья?
3. Третья остановка( типы опыления). Останавливаемся таким образом, чтобы в поле зрения учащихся оказались цветущие растения (по возможности – ветроопыляемые и насекомоопыляемые). Обращаем внимание, как цветёт шиповник ,вишня, слива. Можем ли мы по цветку определить тип опыления этого растения?
4. Минутка психологической разгрузки. «Подарок». Встаем в круг. Каждый учащийся по очереди (по часовой стрелке) жестами показывает соседу, чтобы он хотел ему подарить. Сосед должен угадать «подарок» и продемонстрировать свой «подарок» следующему и т.д. Дарить можно, например, чистый воздух, воду, цветы, домашних животных, солнечный луч, улыбку.
IV. Работа в группах на пришкольной территории. Образуем группы, согласно цвету карточек, выбранных вами в классе. Каждая группа получает карточку для выполнения исследовательской работы и маршрутный лист, где оформляет результаты своей работы.
V. Рефлексия. Пригодились ли тебе полученные ранее знания во время урока-путешествия? Похвалил бы ты себя сегодня на уроке? За что? А было ли, что вызвало трудности? Что не удалось?
Приём «Рефлексивная мишень»
Каждому учащемуся по очереди предлагается поставить метки на листе А4, где изображена мишень. В каждом из секторов записаны параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Проводим анализ.
VI. Информация о домашнем задании.
1. Подготовить отчёт о проделанной работе;
2. Составить список растений, произрастающих на территории школы.
VII. Подведение итогов.
Комментирование деятельности учащихся.
Список использованной литературы
1. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Минск Национальный институт образования 2017.
2. Биология. 6-9 классы: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей учреждений общего среднего образования/ Е.В.Борщевская [и др.] .-Минск: НИО: Аверсэв, 2017.
3. Борщевская, Е.В. Лисов, Н.Д. Биология: план-конспект уроков: 6 класс/ И. Д. Яцына.-Минск: Аверсэв, 2017.-236.:ил.
раскрыть » / « свернуть