Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся
при выполнении заданий ЦТ по русскому языку:
Знание орфоэпических норм русского языка (постановки ударения, твёрдое/мягкое произношения согласных перед Е, особенностей произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний);
Знание лексических норм русского языка (основных групп русской лексики);
Знание синтаксических норм русского языка;
Знание стилистических норм русского языка;
Знание средств связи слов в словосочетании;
Знание морфологии современного русского языка (местоимений и их разрядов, наречий, частиц, производных предлогов);
Знание типов сложных предложений и их специфики.
Существуют и другие проблемы, которые влияют
на качество выполнения заданий:
Отсутствие навыков тестирования. Репетиционное тестирование эту проблему полностью не решает.
Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЦТ.
Технические ошибки при заполнении бланков ЦТ.
Существует 6 основных правил подготовки учащихся к ЦТ:
ПРАВИЛО 1. «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ!»
ПРАВИЛО 2. «ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙ СТРАТЕГИЮ!»
При подготовке к ЦТ необходимо использовать простую методику, в основе которой лежат алгоритмы рассуждения. Можно выделить несколько шагов:
Первый шаг. ВСПОМИНАЕМ ТЕОРИЮ. Теория – фундамент. Самостоятельная работа учащихся более эффективна.
Второй шаг. СОЗДАЕМ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ТЕСТОВ ЧАСТЕЙ А и В.
Третий шаг. СЛУШАЕМ ДРУГ ДРУГА.
Четвёртый шаг. РЕШАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Пятый шаг. СОЗДАЕМ САМИ!
l ПРАВИЛО 3. «ЗНАТЬ СВОЕГО ВРАГА - ПОЧТИ ПОБЕДА!»
ТАКТИКА РАБОТЫ С ТЕСТАМИ
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. И тем не менее следи за временем: в идеале - по классической теории теста - на выполнение задания множественного выбора (раздел А, выбор одного ответа из четырех предложенных) должна уходить минута.
Начни с легкого, т.е. с части А! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы!
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, чтобы заметить явные ошибки.
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
l ПРАВИЛО 4. «УЧЕБНИКИ И КОМПЬТЕР - НАШИ ПОМОЩНИКИ!»
Например, в кабинете русского языка может появиться памятка: «Советы родителям!»
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренинг ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
ПРАВИЛО 5. «ОФОРМЛЯЕМ СТЕНД». В кабинете русского языка необходим стенд «Готовимся к ЦТ».
ПРАВИЛО 6. «ПСИХОЛОГ НАМ НУЖЕН!?»
В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ
Тактика работы с тестами
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. И тем не менее следи за временем: в идеале - по классической теории теста - на выполнение задания множественного выбора (раздел А, выбор одного ответа из четырех предложенных) должна уходить минута.
Начни с легкого, т.е. с части А! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы!
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, чтобы заметить явные ошибки.
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Практикум по русскому языку
Установите соответствия между предложениями и их характеристикой:
А. Асфальт черно лоснился от дождя, все крыши сделались аспидного цвета.
Б. Был прекрасный июльский день, один их тех дней, когда погода установилась надолго. В. В избе тепло и тихо, все молчат, только полощется в печке огонь да тараканы шуршат в потолочных щелях, словно шушукаются.
Г. Гомер был слеп, но зато наделён даром поэтического вдохновения, заменявшего ему зрение.
Д. До рассвета, который мог влить в наши сердца надежду, было ещё далеко.
Е. Едва дирижёр появляется за пультом, раздаются аплодисменты.
Ж. Жрец или молча сидел, или говорил без умолку, или ходил по комнате.
З. Зазеленели парки, и, хотя ночи были ещё тёмными, чувствовалось приближение той радостной и тревожной поры, когда блёклый дневной свет не гаснет и по ночам.
И. Изба, где родился и вырос и где жили его самые родные люди, стояла как раз напротив.
К. Когда же наш караван миновал ворота, то мы очутились среди варварских земель, где уже не было римских законов.
Л. Лето я люблю больше всего: дни стоят тёплые, можно купаться.
М. Музей воспринимается как исторически сложившийся комплекс, и его нарядно декорированные залы кажутся зрителю естественным обрамлением для всего прекрасного, что их наполняет.
Н. Не помню, сколько часов я брёл и падал, падал и опять брёл, но идти становилось всё труднее, и сумерки становились всё гуще.
О. Он никого не боялся, ничем не стеснял себя и, как мне кажется, не интересовался ничьим мнением.
П. Паруса, которые так и не успели убрать, лопнули, и обрывки их унесло в темноту.
Р. Радостно заметались ласточки, и большой дождевой червяк старательно переползал дорогу.
С. Сейчас я уже не могу вспомнить, что было со мной тогда, когда начали мне на голову капать холодной водой.
Т. Так как мы никогда не водили птиц, то я понял, что эта проволочная клетка принадлежит новому жильцу.
У. Улицы как ущелья, засыпанные пушистым снегом.
Ф. Фиорд кишмя кишел яхтами, а чайки стлались над водой, как метель.
Х. Хочешь перебраться на другой берег – нанимай летом лодку
Ц. Целый мир покажется мне тесен, если песня в нём замолкнет вдруг.
Ч. Через несколько минут является слепой, таща на спине мешок, который положили в лодку.
Ш. Широкая ровная шляпка гриба как столик, на котором лежат сухие рябиновые ягодки.
Щ. Щели в мебели: шкафах, тумбах, деревянных стульях – создавали ощущение удивительной древности
Э. Это было так скверно, что Коротков закричал и проснулся.
Ю. Юноша прибыл в Рим с острова Мелита, где добровольно разделял ссылку отца, на которого обрушился гнев господина с каким-то глупым доносом.
Я. Я вижу, что вы точно тот великий художник, о котором мне говорили.
|
1. Простое осложнённое предложение
2. Сложносочинённое предложение
3. Сложноподчинённое предложение с одной придаточной
4. Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
5. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
6. Сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением
7. Сложное бессоюзное предложение
8. Сложное предложение с разными видами связи
|
Сложное надо делать привычным, а привычное – лёгким!
9-11 класс
ПРАКТИКУМ
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Самостоятельно выполни фонетический разбор слов по своему выбору.
Ее, сбить, несчастный, отцвести, баскетболист, смягчает, предполагать, фляжка, замерзший, конструкция, отгадка, рассориться, одесская, отражаются, гвоздик, сельдь, дружище, олицетворяет, достижение, нумерация, книжка, обшарить, юрта, предъюбилейный, мельчайшие, длинношеее, опрокинутся, автомашина, перебежчик, группа, чувствуешь, расщелина, одуванчик, сгущаются, безмолвие, приятное, качается, трепещущее, лепетание, советский, бассейн, субтропический, осуществление, благоговение, перехитривший, прошедшее, похлебка, освоившись, вернется, чудесный, йод, сложится, жаждет, аббат, йог, стрекотание, Майя, ослабляется, сжечь, сшить, поощрение, корчиться, пенсне, парикмахерская, кичиться, облегчить, щавель, сверхъестественный, стопятидесятикилометровый, красивее, бюллетень, облачко, Австрия, Менделеев, земледелие, змееед, трехъярусный, бутсы, трехверстный, веснушчатый, поесть, щекочу, догадается, познакомиться, необходимость, почтенье, ставиться, чередование, опавший, мчится, незабудка, лилия, коржик, бабочка, лавка, аккуратность, вовсе, воскресенье, суббота, вторник, шимпанзе, дикобраз, горилла, гиена, ухитриться, прорастает, карусель, сомневаться, морковь, мусс, лошадка, пищишь, озорничая, сопряженный, постановка, рассердиться, щеголь, сбивает, возвести, поставьте, нефтепровод, травянистый, превращусь, сборник, поставь, сороконожка, иллюстрация, совпасть, жужжание, волненье, повторяясь, здоров, тридцать, колдовство, детство, иностранная, Кавказ, письменность, возьмется, изумленно, уютное, шьется, космонавт, исчезло, пригород, компресс, дрожжи, вожжи, Ия, солнцестояние.
ПРАКТИКУМ
МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР
Выполни морфемный разбор следующих слов.
Елочка, супруг, победа, одесский, участие, подорожник, рассорится, смотрите (изъявит, накл.) смотрите (повелит, накл.), горячо (нареч.), горячо (крат, йрилаг.), звездопад, путеукладчик, короткошеее, подарить, заискрится (буд. время), заискриться (инф.), улыбнувшись, соперничество, озабоченность, вынуть, лью, ахнул, раздумье, слесарша, отроковица, содружество, одноствольное, печально (нареч.), печально (крат, прилаг.), недоумевая, учительница, дотянувший, вполголоса, застраивается, неизъяснимый, загромоздившая, засмеялась, глубочайший, нежнее, благотворный, распространилась, перешагнул, по-настоящему, сочетаться, происходивший, созерцать, вводный, длинноносый, приличие, безмолвствовать, неиссякаемый, непреодолимый, воспрепятствовать, сумятица, обочина, пасынок, огурчик, осваивать, затрагивать, неподкупный, вдали, собачонка, вперемешку, сдуть, пододеяльник, телеграфист, нижеупомянутый, избалованный, пошатнулась, обезвоживать, водолечебница, самостоятельно, сбитень, изобретатель, баснословный, жгу, управляющий, бездорожье, осетрина, лазурит, сходиться, секундомер, похудевший, согласиться, придумав, осознав, снимают.
Выполни словообразовательный разбор слов.
Синь, зелень, безводный, автоматизированный, звездопад, турслет, юнармеец, скрипеть, вследствие, подоконник, сверхинтересный, ТЮЗ, УМК, стремительно, вагоновожатый, наушник, мастерица, портретист, придумать, осиротевший, накормить, призвание, ожог, сборник, прочувствовать, укрепление, белокаменный, ПТУ, расписание, рассвет, воспользоваться, путем (предлог), размечтаться, вслушиваться, разгуливая, вследствие, раскисла, забава, бессонница, вздох, заросли (сущ.), подбородок, красоваться, производство, цыпленок, жонглерство, беспокоясь.
ПРАКТИКУМ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Выполни морфологический разбор слов, помеченных цифрой.
И3 мысли в3 голове3 волнуются в отваге3, и рифмы вольные3 навстречу им бегут3, и пальцы просятся к перу, перо — к бумаге, минута — и стихи свободно3 потекут. (А. Пушкин)
Плавая3 матросом на большом3 океанском пароходе, отстаивая3 ночную вахту, не раз3 любовался я3 звездным3 небом. (И. Соколов-Микитов)
Меня3 поразили яркие звезды, чудесной россыпью3 осыпавшие3 темное тихое небо.
Колос мягок3, но уже тяжел3, и уже3 в нем3 запах есть овинный. (А. Твардовский)
На стене висели три3 картины, писанные3 масляными красками.
Песня, тихая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая3 слухом, слышалась то3 справа3, то слева, то сверху, то из-под3 земли. (А. Чехов)
Сквозь3 рассеянную в воздухе влагу пробивался3 свет еще3 неясного солнца. (А. Блинов)
Не3 в свои3 сани3 не садись3. (Пословица)
Среди3 дня корову выпускали в поле, чтоб3 она походила на воле и3 чтоб ей стало лучше3. (А.Платонов)
Звезда полей во мгле зеледенелой, остановившись3, смотрит в полынью3. (Н. Рубцов)
Игра началась заново3. (В. Распутин)
Услыхав3 такой3 голос, такие слова, Травка бросила3 все3 свои3 колебания,— перед нею3 стоял прекрасный Антипыч. (М. Пришвин)
Опрятней3 модного паркета блистает3 речка, льдом одета3. (А. Пушкин)
Когда3 Наталья Савишна, увидала, что я распустил слюни3, она тотчас3 же убежала, а3 я, продолжая3 прохаживаться3, рассуждал о том, как бы3 отплатить дерзкой3 Наталье за нанесенное мне оскорбление. (Л. Толстой)
У семи3 нянек дитя3 без глазу. (Пословица)
Бедная моя3 кобыла тяжело3 шлепала ногами по грязи, скользила, спотыкалась; лесник покачивался перед оглоблями направо3 и налево, словно3 привидение. (И. Тургенев)
Кипрей обычно растет8 рядом с молодыми3 соснами. (К.Паустовский)
Шапка папина3 была, с папой в офис3 побрела... (Т. Рик)
Папуаске3 нужно имя3 для сынишки сочинить и корову подоить. (Т. Рик)
Лучше всех3 поют3 соловьи и певчие дрозды.
Зайчонок едет3 на такси3. Куда он едет, сам спроси3. Медведь лежит3 в густой тени3. Его за лапу не тяни3. (В. Волина)
Кора груба, морщиниста3, красна, но3 так тепла, так солнцем вся прогрета3! (И. Бунин)
Самый большой3 лес на земле3 — тайга: (Н. Сладкое)
То3 близко сверчок3, то далеко сверчок, то вдруг застрекочет3, то снова молчок. (А. Барто)
Античная3 пластика и строгая простота сочетались3 в нем с обаятельною3 игрой романтической3 рифмы; все акустическое богатство3, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен3, сладостен, мягок3, как3 ропот волны, тягуч и густ3, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист3 и благовонен3, как весна, крепок и могуч, как удар меча3 в руке богатыря. (В. Белинский)
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое3 место, высоко держа3 горящее3 сердце и освещая3 им3 путь3 людям. (М. Горький)
До нее как будто3 спал я, спрятанный3 в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг3 меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и3 сразу стала на всю жизнь другом, самым близким3 сердцу моему3, самым понятным и дорогим человеком,— это ее3 бескорыстная любовь к миру обогатила3 меня, насытив3 крепкой силой для трудной жизни3. (М. Горький)
Скрип колес, конское3 ржание, людские3 окрики, блеяние овец3, детский3 плач3 — все это наполняло спокойные просторы3 степи неумолчным и тревожным шумом. (М. Шолохов)
Утром3, когда3 свет из столовой3 виднеется3 еще только3 бледной щелкой, я знаю3, что у самой двери в темноте3 сидит и3 дожидается3 меня3 кот Васька3. (М. Пришвин)
Жутко3 ночью3 идти3 одному3 с фонарем! (Ю.Казаков)
Я люблю воробьев, этих3 дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно3 живущих3 даже3 в шумных, многолюдных городах. (И. Соколов-Микитов)
ПРАКТИКУМ
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Выполни синтаксический разбор предложений, потренируйся в разборе выделенных словосочетаний.
Морская душа — это решительность, находчивость, упрямая отвага и непоколебимая стойкость4. (Л. Соболев)
Каждому правдою и честью воздайте! (М. Лермонтов)
Кирила Петрович выписал из Москвы для своего Саши француза-учителя4. (А. Пушкин)
Вы же, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой4. (А. Пушкин)
Все было чисто, вымазано цветной глиной4. (Н. Гоголь)
Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу, широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами,— все это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время4. (Н. Гоголь)
Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости4. (М.Пришвин)
Запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою да замком немецким со пружиною; злого пса-ворчуна зубастого на железную цепь привязывает, и пошел он домой,призадумавшись, к молодой хозяйке за Москву-реку4. (М. Лермонтов)
Во-первых, я пишу не повесть, а путевые заметки: следовательно, не могу заставить штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать4... (М. Лермонтов)
Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров4. (А. Гайдар)
Пугачев, полагая, что я не хочу объясняться при свидетелях, обратился к своим товарищам и велел им выйти4. (А. Пушкин)
Проснулся Алексей поздно, когда солнечные зайчики лежали посреди палаты, что служило признаком полдня, и проснулся с сознанием чего-то радостного4. (Б.Полевой)
В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идет ли снег с неба или с земли4. (А. Чехов)
Просека идет такими зигзагами, что, если заблудиться в лесу, никогда не поймешь, в какой стороне находится эта просека4. (М. Пришвин)
Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, лицо казалось молодым и светлым4. (М. Горький)
Дед с матерью шли впереди всех4. (М. Горький)
Со всех сторон собак сбежалося с полсотни4. (И. Крылов)
Он переставал стараться быть умником4. (М.Горький)
Час битый ехал с Покровки4. (А. Грибоедов)
На другой день Пьер приехал проститься4. (Л. Толстой)
В Петербурге, вопреки его собственным ожиданиям, ему повезло4. (И. Тургенев)
Три дома на вечер зовут4. (А. Пушкин)
Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти?4 (М. Горький)
Гул орудий и грохот взрывов расплескались по осенней земле4. (М. Бубеннов)
Эту песню не задушишь, не убьешь4. (Л. Ошанин)
Не могу не сказать несколько слов об охоте4. (И. Тургенев)
Глядел на все пытливыми глазами надежд и опасений, страха и радости4. (М. Горький)
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность4. (В. Короленко)
Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки4. (А. Серафимович)
Я прервал Савельича вопросом, сколько у меня всего денег4. (А. Пушкин)
Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледная, такая печальная, что я испугался4. (М. Лермонтов)
Уж солнце закатилося, когда с базарной площади Ермил последний тронулся4. (Н. Некрасов)
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться4. (И.Крылов)
Она Алексея еще не видала, между тем как все молодые соседки только об нем и говорили4. (А. Пушкин)
Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел4. (И.Крылов)
Вот книга, которую вы просили, чтобы я изучил4. (В. Вересаев)
Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк4. (И. Крылов)
Пашню пашут — руками не машут4. (Пословица)
Посмотрит — рублем подарит4. (Н. Некрасов)
Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами4. (А. Пушкин)
Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал4... (А. Пушкин)
В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей, с подвязанными от слякоти хвостами4. (И. Бунин)
Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!»4 (И.Бунин)
Мещерской очень нравился этот необыкновенно чистый и большой кабинет, так хорошо дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки и свежестью ландышей на письменном столе4. (И. Бунин)
Брега Арагвы и Куры узрели русские шатры4. (А. Пушкин)
Дом со всех сторон сторожит сад, погруженный в непробудный сон4. (М. Салтыков-Щедрин)
Рожденный ползать летать не может4. (М. Горький)
Сегодня вдруг исчезло лето; бело, безжизненно кругом4. (А. Фет)
И слышно было до рассвета, как ликовал француз4. (М.Лермонтов)
Наезднику в горах служил он много лет, не зная платы за услугу4. (М.Лермонтов)
Дружба дружбой, а служба службой4. (Пословица)
Хорошо это — жизнь!4 (М. Горький)
ПРАКТИКУМ
ЛЕКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Выполни лексический разбор слов, помеченных цифрой.
Сказке было тесно в манускриптах5, ее настоящая жизнь была в устах народа. (В.Аникин)
Он, конечно, был пророк5. (В.Жуковский)
Все были разодеты в пух и прах5 и глаз не сводили с маленькой серенькой птички, которой император милостиво кивнул головой. (Г.-Х. Андерсен)
Как ястреб, богатырь летит с подъятой грозною десницей5. (А. Пушкин)
Под кроватью находился дюжий5 сундук. (И. Тургенев)
Пахнет рыхлыми драчёнами5, у порога в дёжке5 квас... (С.Есенин)
Товарищи и даже сам инструктор, кривя душой5, принялись наперебой хвалить и поздравлять его. (Б. Полевой)
Мама купила к чаю два фунта5 пряников. Старый5 друг лучше новых двух. (Пословица)
Когда идешь темной ночью по лесу, и если в это время вдали светит огонек5, то не замечаешь ни утомления, ни потемок, ни колючих веток, которые бьют5 тебя по лицу... Я работаю... как никто в уезде, судьба бьет5 меня, не переставая, порой страдаю я невыносимо, но у меня вдали нет огонька5. (А. Чехов)
Отселе5 я вижу потоков рожденье... (А. Пушкин)
И славен буду я, доколь5 в подлунном мире жив будет хоть один пиит5. (А. Пушкин)
И назовет меня всяк сущий в ней язык5... (А. Пушкин)
Дремлет5 чуткий камыш. (И. Никитин)
Я посмотрел новый кинофильм «Сирота Казанская»5.
Солдат стоял на часах5.
И головушка бесталанная5 во крови на плаху покатилася. (М.Лермонтов)
Позади него стоят стольники5, супротив5 его все бояре да князья... (М. Лермонтов)
Глядя на спидометр5 и пытаясь на нем сосредоточиться, он снова погрузился в темноту, полную боли. (Д. Олдридж)
Когда выравниваешь самолет, надо, чтобы расстояние до земли было шесть дюймов5. (Д. Олдридж)
В омутах раздавались редкие тяжкие всплески, вода волновалась, прибрежная куга5 тихонько покачивалась. (Ю.Казаков)
Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой5, коню молился. (Ф.Абрамов)
Хочу испуг не показать — и ретируюсь5 задом. (В. Маяковский)
Конечно, ты хотел после всех своих преступлений показаться особенно деликатным5, особенно приличным и кротким5 мальчиком. (И. Бунин)
Но будь покоен, бард5: цепями, своей судьбой гордимся мы и за затворами тюрьмы в душе смеемся над царями. (А. Одоевский)
Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку5, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон5. (А. Пушкин)
Его благородие мне жалует5 шубу с своего плеча... (А. Пушкин)
Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла5; но, видя мое упрямство, оставила меня в покое. (А. Пушкин)
Разбойник объявлял о своем намерении немедленно идти на нашу крепость; приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал5 не сопротивляться. (А. Пушкин)
Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,— все потрясало меня каким-то пиитическим5 ужасом. (А. Пушкин)
Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил5 и успокоил. (А. Пушкин)
Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное5 презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние. (А. Пушкин)
Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных5 мыслей... (А. Герцен)
Бросьте долгий взгляд во всю длину и ширину животрепещущего населения нашей раздольной страны — сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел5, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон. (Н. Гоголь)
Так и ждешь, что вот отворотится дверь и — шасть5... (Н. Гоголь)
Принимала такая же добродушная, как и он, жена его, в бархатном пюсовом5 платье, в брильянтовой фероньерке5 на голове и с открытыми старыми, пухлыми белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны. (Л. Толстой)
В кольцо свернувшись, он прянул6 в воздух и узкой лентой блеснул на солнце. (М. Горький)
И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит5 и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина. (М. Шолохов)
Человек культурный через хорошую, умную книгу или экран, на котором оживают5 образы5 правдивого и яркого кинофильма, сквозь звучание большой вдохновенной5 музыки постигает истинные глубины жизни, пытливо5 вслушивается, жадно всматривается в нее, многое постигая по-новому и получая при этом высокое наслаждение, эстетическое5 удовольствие, которое дарит искусство всем понимающим его. (Л. Кассиль)
ПРАКТИКУМ
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Раскрой скобки, допиши пропущенные буквы (орфограммы), выполни орфографический разбор указанных слов.
В б...льшие6 окна падал на пол серебряный6 свет полного месяца. (Л. Толстой)
Г...рит8 восток з...рею6 новой. (А. Пушкин)
Края Москвы, края р...дные6, где на з...ре цветущих лет часы бе...печности6 я тратил золотые, (не)зная горестей и бед. (А. Пушкин)
Д...леко на востоке, на самом краю нашей земли, от Камчатк...6 до Япони... выт...нулась гиган...ская6 дуга Курильских островов. (В. Михин)
Посп...вает6 брусника, стали дни х...лоднее6, и от птич...его крика в сердце стало грус...нее6. (К. Бальмонт)
Моя д...рога д...лека6, Попутчиц...ю — осень. Над всей Россией обл...ка, меж обл...ками просинь. (С.Щипачев)
Под осен...ими6 луч...ми солнца тихо дремл...т ув... дающая6 пр...рода. (По Д. Птахину)
Журавли! Их продолговатый клин мел...кнул в голубом оконц...6 средь свинц...вых6 туч... . (по Д. Птахину)
Взрослые уст...вали на р...боте (за)день и ве...ти6 лошадей в ночное поручали нам, мальчишкам. (В. Костылев)
Стал пр...ходить6 (в)себя, чу...ствую, будто вод...т по лицу мокрой тря...кой. (В.Костылев)
В самой ч...ловеческой пр„.роде з...ложено6 стр...мление з...ботит...ся6 о тех, кто сл...бее, кто нужда...тся6 в защит... . (В. Есаулов)
Изба л...сника сост...яла6 из одной комн...ты, зак... птелой, ни...кой и пустой, без полатей и перегородок. Изорван...ый6 тулуп в...сел на ст...не. На ла...ке л...жало одн...ствольное руж...е, в углу в...лялась груда тряпок; два б...льших горшка ст...яли возле печ...ки6. Лучина г...релав на ст...ле, п...чально в...пыхивая и пог...сая. На самой середине избы в...села люлька, пр...вяза...ная6 к к...нцу длин...ого шеста. Дево...ка погасила ф...нарь, пр...села на крош...чную6 скамейку и начала правой рукой к...чать люльку, левой попр...в-лять лучину. Я посм...трел кругом — сер...це6(во)мне заныло: (не)весело6 войти н...чью в мужицкую избу. Ребенок в люльк... дышал т...жело и скоро.
Я в другой ра... осм...трелся6. Изба пок...залась мне ещ... п...чальнее прежнего. Горький зап...х оставше... дыма (не)приятно6 стеснял мне дыхание. (И. Тургенев)
Т...кла, изв...валась6, бл...стела река меж з...леных лугов, а стала (не)движной и белой, чуть-чуть г...лубее сн…гов. Лиш... где(нибудь)6 в проруб... зы...ко игра...т и дыш...т вода, и в ней красн...перая ры...ка бл...снет чешуей иногда. (С. Маршак)
Блеск молни... заставлял его то и дело щ...рить6 глаза. (М.Горький)
Алый цвет в...черней з...ри6 медлен...о6 скользит по к...рням и ств...лам дерев...ев. (И. Тургенев)
Маше три года дес...тьб месяц...в. Утром с...дит за ст...лом, изн...м...гает6. На мал...нькой тарелочк...6 пр...правлен...ая6 повидлом ман...ая каша. Машка (не)ест, верт...тся6 на св...ем стульч...ке6. (Л. Пантелеев)
У каждого человека есть, наверное, (где)нибудь в л...су на б...регу оз...ра или возле реч...ки6 укромное и любимое место. Я г...ворю не о таком мест..., где можно почти всегда ра...читывать6 на какой(либо)6 природный дар. Просто быва...т6 так: однажды во время ск...таний по лесу вдру... наткнеш...ся на изумительный по крас...те уголок и сразу забыва...шь6 о врем...ни6, об устал...сти, о разного рода ог...рчениях6. Хоч…тся6 снять рюкзак, пол...жать6 на мя...кой6 тр...ве, о...дохнуть в тиш...не. Все ...десь так красиво, спокойно и безм...тежно, что о...дыха...шь6(по)настоящему6. А потом при каждом удобн...м случае стара...шься6 пр...ходить сюда снов...6 и снов..., чтобы убедит...ся, все(ли) как было, (не)нарушила(ли) чья(нибудь) злая рука этой мирной красоты. И уголок, который дал вам однажды пр...ют, запомнится (на)долго6, а может быть, и на всю жизнь. (А. Дементьев)
Воображение во время охоты работает на охотн...ка. Идеш...6 по грибы и (за)ранее6 рисуеш..., как под темной елью стоят ш...коладные белые грибы. Или вид...шь как (на) яву оранж...вые блю...ца6 рыжиков6 в з...леной тр...ве. Г...ворят6, такое охотн...цкое вооб-р...жение помога...т охотн...кам обнаружить тет...рева, зат...ившегося6 в др...весной кроне, зайца, сливш...госяв со снежной бел...зной6, любую дич...6, тот(же) бор...вик под еловой тенью.
Но часто в жизн... все оказывается6 (не)так, как рис…вало воображение. Загляд...ваешь6 под еловые лапы, а там темная пуст...та. Каж...тся, (не)мож...т6 (не)быть под такой клас…ической елью белого гриба, а его нет и нет. Найдеш... его потом под какой(нибудь)6 ел...чкой-замухрышкой. (В. Солоухин)
Над р...кой г...рят6 ...кошки, над р...кой л...тит снеж...к6. (В. Семернин)
З...леной сет...юб тра...6 п...дернут спящий пру..., а за прудом с...ло дымит...ся6. (М. Лермонтов)
Зам...рая6, слуш...ю6 весну, что т...чет по ст...белькам6 з...леным. (М. Шутов)
В первые м...нуты6, пока глаза (не)пр...терпелись6 после света к темн...те, пр...ходилось ощ...пыо6 ногами от...скивать6 дорогу. (А. Куприн)
Было ещ... (со)всем6 темно, когда бат...л...оны6 нач...ли шевелит...ся6. (С. Голубое)
Если в прошлый раз в ст...лиц... я сч...тал себя в Петербург...6 гост...м и, осматривая6 горо..., старался увид...ть6 и запомн...ть как можно больше, то на этот раз я уже (не)про...влял6 такой жадност... . (С. Маршак)
Даже птицам вдру... (не)захочет...ся6 л...тать, когда кругом тр...ва дымит...ся. (Н.Майоров)
Иван Константинович обн...мает6 свою внуч...ньку6 и тихо-тихо журчит ей ласк...вые слова, как(будто) он всю ж…знь был нянькой. (А.Бруштейн)
Сне...6 все ст…новился белее и ярче, так что л...мило6 глаза. (Л. Толстой)
Оставить у себя кон...вода6 и лош...дей я был (не)(в)праве, так что пр...шлось прощат...ся6 с Кучеренко. (К. Симонов)
Слышно было, как слабо поскрипывали6 ств…лы сосен от верхнего течения воздуха и тр...щал один дальний кузнеч...к, (не)дождавшись6 врем...ни6 тьмы. (А. Платонов)
Он вош…л в тамбур в...гона6 и остался в нем, что(бы), когда поезд пойдет, посм...треть в последний раз на (не)большой6 город, где он жил до войны. (А. Платонов)
Мы прин...ли в дар бл…стательно6 и (не)слыхан...о6 богатый язык наших клас...ков. (К. Паустовский)
Ветер совсем утих, и обл...ка, (в)начале ра...сеян...ые6 по небу отдельными островками, к полудню собрались в одну огромную тучу, закрывавш...ю собой все небо. (М. Горький)
ПРАКТИКУМ
ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР
Выполни пунктуационный разбор предложений и орфографический разбор выделенных слов (знаки не проставлены).
1. Тире между главными членами предложения.
Ты вся воплощенный6 испуг7. (И. Окрасов)
Я охотник6. Против меня другого охотника в полку нету7. (Л. Толстой)
Мы не одиночки6. (В. Маяковский)
Шестью6 семь сорок два7.
Гусь, известно6, птица важная и рассудительная6,7. (И. Тургенев)
Мой долг повиноваться6 приказу7. (А. Пушкин)
Кремль это выдающийся музей древности6,7. (Н. Михайлов)
2. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Кое-где6 по дороге попадается6 угрюмая ракита или молодая6 береза с мелкими клейкими листьями7. (Л. Толстой)
От ней по мостовой и стукотня и грохот и пыль столбом7. (И.Крылов)
Он рощи полюбил густые уединенье6 тишину и ночь и звезды и луну7. (А. Пушкин)
Все кругом побагровело6 деревья, травы, земля7. (И. Тургенев)
В степи за рекой по дорогам везде было пусто7. (Л. Толстой)
"Нас было двое брат и я7. (А. Пушкин)
Каждый звук шорох птицы шелест упавшего листа кажется громким, заставляет6 опасливо вздрогнуть7. (М.Горький)
3. Пунктуация при приложении.
Мелкий дождь предвестник6 осени кропит землю7. (М. Горький)
Отец мой, Андрей Петрович Гринев служил при графе Минихе7. (А. Пушкин)
Я не слишком люблю это дерево осину7. (И. Тургенев)
Со мной был чугунный6 чайник единственная отрада моя в путешествиях6 по Кавказу7.
(М. Лермонтов)
Я начал говорить об условиях о неравенстве6 о людях жертвах жизни и о людях владыках ее7.
(М. Горький)
Мы артиллеристы6 хлопотали6 около орудий7. (Л. Толстой)
Сосна как дерево смолистое с трудом поддается6 гниению7. (С.Аксаков)
4. Обособление определений.
Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра7. (И.Тургенев)
Изморенный6 зноем сидел я в углу7. (А. Чехов)
До шалаша мы добежали6 промокшие насквозь6'7. (К. Паустовский)
Люди же изумленные6 стали как камни7. (М. Горький)
Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади6-7. (С.Аксаков)
Я нашел6 его готовым пуститься6 в дорогу7. (А. Пушкин)
Овеянные6 первой оттепелью хорошо6 пахнут вишневые сады7. (М. Шолохов)
5. Обособление обстоятельств и дополнений.
И день и ночь по снеговой пустыне, спешу к вам голову сломя7. (А. Грибоедов)
Синея блещут6 небеса6,7. (А. Пушкин)
Ворча и оглядываясь6 Каштанка вошла в комнату7. (А. Чехов)
Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь6,7. (М. Горький)
В бору кроме белки глухаря и лося жили еще пятнистые олени7. (Ф. Панферов)
Вместо голых утесов я увидел6 около себя зеленые горы и плодоносные6 деревья6,7. (А. Пушкин)
Кроме Веленчука около костра грелись еще пять человек моего взвода7. (Л. Толстой)
6. Выделение вводных слов и словосочетаний.
Наконец6 он вернулся7.Разумеется6 это было интересным для всех7. Между тем жара становилась невыносимой6,7. Во всяком случае он этого не помнит6,7. Иначе видно поступить нельзя7.
7. Пунктуация при уточняющих членах предложения.
Длинная6 в несколько верст тень ложится6 от гор на степи7. (Л. Толстой)
Кольчатый тюлень или нерпа относится6 к отряду ластоногих6,7. (В.Арсенъев)
А недостатки6 есть и серьезные7. (А. Чаковский)
Он всеми силами души всегда желал одного быть вполне хорошим6,7. (Л. Толстой)
Иногда мертвой змеей проплывает жердь6 или бревно7. (М. Горький)
8. Пунктуация при обращении, междометии и восклицательных словах.
Куда ты скачешь6 гордый конь и где опустишь6 ты копыта7? (А. Пушкин)
Ах песня песня7 (М. Лермонтов) Да были люди в наше время7 (М. Лермонтов)
Ах злые языки страшнее6 пистолета7 (А. Грибоедов)
О первый ландыш6 из-под снега ты просишь6 солнечных лучей7. (А. Фет)
Ой вы гости-господа долго ль ездили6?..7 (А. Пушкин)
«Ух ты какой горячий6!» — сказал дедушка, переводя дух.7 (В.Катаев)
9. Запятая перед союзом и в простом и сложном предложениях.
Шел дождь6 и переставал и вновь пошел6,7. (А. Пушкин)
Но я даю ему работу6 и очень интересную7. (А. Островский)
Уже совсем рассвело6 и народ стал подниматься6 когда я вернулся в свою комнату7. (Л. Толстой)
Русский6 народ смышлен6 и понятлив усерден и горяч6 ко всему благому и прекрасному6,7. (А.Белинский)
Вскоре после восхода солнца6 набежала туча и брызнул короткий дождь6,7. (А. Пушкин)
10. Запятая в сложноподчиненных предложениях.
Яков встал рано утром когда солнце6 еще6 не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью7. (М. Горький)
Я начинал понимать различие между тем о чем говорила книга и тем что внушала жизнь6,7.
(М. Горький)
Они уехали и не знали куда.
11. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел, застонал, затрещал7. (Н.Некрасов)
Я знаю в Вашем сердце6 есть и гордость и прямая честь7, (А. Пушкин)
Несчастья6 бояться6 счастья не видать6,7. (Пословица)
Молвит слово соловей поет7. (М. Лермонтов)
Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье7. (М. Лермонтов)
Ехал сюда рожь6 только начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно эту рожь люди едят7.
(М. Пришвин)
Служить бы рад прислуживаться6 тошно.7 (А. Грибоедов)
12. Пунктуация при прямой и косвенной речи.
А что, паны сказал Тарас перекликнувшись с куренными есть еще порох в пороховницах?7 (Н. Гоголь)
Василиса Егоровна прехрабрая6 дама заметил6 важно Швабрин7. (А. Пушкин)
Повсюду6 стали слышны речи Пора добраться6 до картечи!7 (М. Лермонтов)
Дубровский сказал им что их не нужно и чтобы они шли по дворам7. (А. Пушкин)
Олег спросил будут ли вопросы к товарищу7.
13. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Вода бурлила разрезаемая6 носом лодки она была по-весеннему6 грязно-коричневая6 и на изломах струек поблескивала голубым отражением неба7. (А. Куприн)
Дубровский объезжал6 однажды малое свое владение приближаясь6 к березовой роще услышал он удары топора и треск повалившегося6 дерева. (А. Пушкин)
Дождя отшумевшего капли тихонько по листьям текли тихонько шептались деревья6 кукушка кричала вдали6,7. (А. Толстой)
Бледно-серое небо светлело холодело6 синело звезды то мигали слабее то исчезали отсырела земля запотели листья кое-где6 стали раздаваться6 живые звуки голоса7. (Л. Толстой)
Было душно жарко из леса глухо шумел теплый ветер небо заволакивало тяжелыми6 облаками7. (А. Гончаров)
Пригорки рощи и долины весны огнем оживлены6; прохладой вьется6 ветер майский средь очарованных полей.7 (А. Пушкин)
Тревожно засвистали суслики отчетливей зазвучал перепелиный6 бой умолк призывной крик стрепета. (М. Шолохов)
раскрыть » / « свернуть