Младший школьный возраст называют вершиной детства.
В этот период закладываются основы учебной деятельности. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования , новая социальная роль ученика. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Ведущий вид деятельности – учебная деятельность
Главными характеристиками учения, как ведущего вида деятельности являются:
результативность
произвольность;
самостоятельность.
Основы учебной деятельности закладываются именно в данный период. Учебная деятельность должна соответствовать возрасту ребенка, с одной стороны, а с другой стороны, она должна обеспечивать зону развития, то есть требовать от ребенка напряжения сил.
Компоненты учебной деятельности:
Мотивация, учебная задача, учебные операции, оценка и контроль.
Этими компонентами в обязательном порядке должны овладеть младшие школьники. Если упустить хоть один компонент, то учебная деятельность не будет иметь правильного формирования.
Новообразования младшего школьного возраста
1. Ведущим видом деятельности является учебная.
2. Появляется способность к рефлексии.
3. Формируется внутренний план действий.
Развитие психических
Речь
Развитие связной речи, ребенок овладение звуковым анализом, что является основой для усвоения грамматики. Ребенок познает основы контекстной (связной) речи, которая является показателем его развития.
Мышление
У младших школьников мышление является доминирующей функцией. Формирование логического мышления является показателем правильного психического развития у детей данного возраста. В этот период проявляются индивидуальные отличия в развитии мыслительных процессов.
Память
Развитие памяти протекает одновременно в двух направлениях:
·произвольность
·осмысленность.
В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. В ДОУ и первом классе преобладание образной памяти, 2 класс – слуховая
Внимание
В начале младшего школьного возраста у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому учебный процесс строится с учетом этой особенности. Со временем внимание стабилизируется, и время его концентрации увеличивается. Удержание внимания требует от ребенка волевых усилий.
Восприятие
Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).
Воображение
Развитие воображения происходит в двух направлениях:
1.Репродуктивное (воссоздающее), опирающееся на знакомые предметы;
2. Продуктивное (новые образы).
С возрастом большое значение начинает иметь слово, которое дает простор фантазии.
Самосознание
Самосознание формируется довольно активно. В этот период развивается самооценка,
Большое значение в этот период имеет усвоение ценностных и моральных норм общества.
Проблемы развития психики младшего школьника
Самой уязвимой частью является нервная система, которая дает «сбой» при адаптации к условиям школьной жизни. Это может проявляться в частых проявлениях аффекта, усталости, раздражительности. Если во время не принять меры, то подобная ситуация может привести к неврозам, эмоциональной неустойчивости, психозам, которые требуют вмешательства врача-специалиста.
Другой проблемой может быть сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживаниями школьной неуспешности, которая может привести к тревожности и низкой самооценке.
Младший школьный возраст достаточно нестабилен и податлив для появления психических отклонений и нарушений. Педагогам и родителям нужно вести контроль над стабильностью психики и нервной системы ребенка.
Психологические причины неуспеваемости школьников.
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две группы, к первой из которых относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
Недостатки познавательной деятельности.
Анализируя причины этой группы, речь идет о тех случаях, когда школьник плохо понимает, не способен качественно усваивать школьные предметы, не умеет, на должном уровне, выполнять учебные действия. Среди психологических причин первой группы выделяются следующие три:
несформированность приемов учебной деятельности (о таких детях можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться).
Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание по образцу, заучивание стихотворения наизусть- даже такие, с точки зрения взрослого человека, несложные действия можно выполнить не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными и одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные приемы и навыки. Это справедливо по отношению к учащимся всех возрастов. Только приемы, которыми они овладели, будут несколько иными в старшем возрасте, чем в младшем.
К числу наиболее распространенных неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести такие, как заучивание без предварительной логической обработки материала, недостатки контролирующей деятельности и др.
Возможны и такие случаи, когда ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Нередко неуспевающие ученики в процессе усвоения учебных навыков упрощают их. Например, они могут вычленять основные части текста по абзацам, а не по смысловым частям. Есть учащиеся, которые вообще не имеют устойчивых способов работы и используют случайные, не соответствующие характеру знаний приемы.
Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить как избирательный характер (отдельные предметы), так и общий характер (проблемы во многих или во всех учебных дисциплинах).
Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной деятельности, они могут закрепиться и привести к стойкому основанию школьника в учебе. Постепенному закреплению их в учебной деятельности способствуют такие ее особенности, как, во-первых, относительная легкость учебного труда в начале обучения, позволяющая на первых порах использовать малоэффективные способы без заметного отставания в учебе, и, во-вторых, отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика.
недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
Эта психическая особенность неуспеваемости является наиболее скрытой и менее очевидной для наблюдателя. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приемам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания.
Каждому учителю очевидно, что не всех учащихся можно обучать одинаково легко. При любой методике обучения, при самой лучшей ее организации, одни ученики будут передвигаться успешнее, другие медленнее и с большим трудом. В этой связи обычно говорят о разных способностях учащихся, а точнее о разных учебных способностях. Психологами разработано специальное понятие «обучаемость, как восприимчивость к обучению». Обучаемость зависит от интеллектуальных способностей человека, влияющих при прочих равных условиях на успешность обучения. Среди слагаемых обучаемости отмечаются обобщенность мыслительной деятельности, экономичность мышления, гибкость мыслительных процессов и др. Исследования подтвердили как существование общей обучаемости (общей способности к обучению), так и специальной обучаемости ( способности к изучению какого- то учебного предмета).
Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания , как это обычно считают в школе, являются распространенной психологической причиной неуспеваемости школьников. Психолог Н.И.Мурачковский проводил опыты с целью исследования памяти и внимания неуспевающих учеников. Он установил, что неуспевающие дети дают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, доступного им по содержанию текста, близкого их жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую, опосредованную память, тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты по сравнению с другими детьми того же класса. Слабоуспевающие ученики не имеют рациональных приемов запоминания: но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления.
Итак, не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей в учебе детей.
Усваивая понятия, дети не различают существенные и несущественные признаки и стремятся в равной мере запомнить, как те, так и другие. Поэтому новое понятие оказывается в памяти слабо связанным с другим понятием смысловым отношением. Забываются существенные и несущественные признаки одинаково легко. Отвлечение от несущественного нередко происходит с большим трудом, чем выделение существенного. Эти особенности мыслительной деятельности детей создают неблагоприятные условия для усвоения знаний.
Другая особенность детского мышления - неумение рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, неумение оперировать сразу всеми необходимыми для решения задачи данными, неумение одновременно выполнить все необходимые правила действия.
Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводит иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями». К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст практически наизусть, дословно, но при это не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь – выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатком мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т.д.
Неумение нежелание активно мыслить – это отличительные особенности рассматриваемой группы неуспевающих учащихся, иногда называемых «интеллектуально-пассивными». Психологи рассматривают «интеллектуальную пассивность» как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел до школы определенный путь умственного развития, но научился необходимым интеллектуальным навыка и умениям.
Влияние индивидуально- психологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности. Темперамент, Сила-слабость нервной системы. И вышесказанного можно выделить те виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:
1) длительная напряженная работа; слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленно усваивает материал;
2) ответственная, требующая эмоционального напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности, если на нее отводится ограниченное время;
3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; вообще, следует отметить, что для слабого, по своим нейродинамическим особенностям учащегося, благоприятны письменные, а не устные ответы;
5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
6) работа, требующая отвлечения (на реплики учителя, ответ на вопрос другого учащегося);
7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал (карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать в тетради и т.д.);
8) работа в шумной, неспокойной обстановке;
9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.д.;
10) работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;
11) ситуация, когда требуется на уроке освоить большой по объему, разный по содержанию материал.
А теперь ситуации, в которых возникают затруднения у инертных учеников:
1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и способам решения;
2) когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;
3) когда время работы ограничено и невыполнение грозит отрицательной оценкой;
4) когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя и др. );
5) когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;
6) когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;
7) выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
В указанных ситуациях, встречающихся довольно часто, у учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед слабыми и инертными. Ученики со слабой и инертной нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении, чем сильные и подвижные, и чаще встречаются среди неуспевающих.
раскрыть » / « свернуть