Советы родителям: режим дня младших школьников
Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живет организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность.
У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться — то же самое происходит дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство — защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления. Слова, окрики, упреки не помогают, поскольку дети не отдают себе отчета в том, почему это с ними происходит. Только спланированное переключение с одного вида деятельности на другой может предотвратить утомление и удержать внимание ребенка.
При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности; а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Это только внешние признаки. Одновременно повышается напряжение всех физиологических систем, и если вовремя не уменьшить нагрузки, а продолжать занятия с той же интенсивностью, работоспособность резко падает. Эти закономерности необходимо учитывать в школе на уроках и дома во время домашних занятий. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности. Учебный процесс не может вовсе избежать утомления школьников, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление и предупредить возникновение переутомления. Опасность переутомления в том, что изменения, происходящие в организме, уже не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. Если переутомление хроническое, длительно действующее, оно сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья. Все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.
Рационально организованный режим дня школьника выглядит примерно следующим образом. Подъем за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, завтрак, который обязательно должен быть горячим. Занятия в школе. Когда ребенок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть — и ни в коем случае не садится сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении — не менее 3-3,5 часов. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребенка этого отдыха, он необходим ему. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучший отдых — полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора-два часа, поскольку у них еще нет навыков самостоятельной работы и они делают все медленно, через силу. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.
Ребенку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной и физической нагрузки, из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления домашних заданий.
Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным стоит сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лежа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана. Желательно сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.
В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.
РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Режим — понятие из взрослой жизни, и знакомить с ним ребенка необходимо как можно раньше. Режим дня ребенка — это прежде всего рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня — обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, максимальный подъем работоспособности приходится на 11 — 13 часов. Второй подъем начинается в 16 и заканчивается в 18 часов, но он более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому следует и дома составить такое же расписание, включающее чередование нагрузки и отдыха.
Основными элементами режима дня школьника являются:
• учебные занятия в школе и дома;
• активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
• регулярное и достаточное питание;
• физиологически полноценный сон;
• свободная деятельность (досуг) по выбору ребенка.
При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего чада и функциональные особенности его возраста.
В 6—7 лет у младших школьников отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрое утомление при обучении. В этом возрасте активно идут процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Переходный возраст (11 — 14 лет) характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растет быстрее, чем просвет сосудов, вызывая юношескую гипертензию. В 15—18 лет происходит завершение полового созревания, при этом сохраняется состояние общего возбуждения и психической неуравновешенности.
Двигательный режим
Начинать день в любом возрасте необходимо с утренней зарядки, которая облегчит переход от сна к бодрствованию и поможет организму активно включиться в работу. Желательно включить нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в хорошо проветренной комнате и в определенной последовательности: вначале разминка — плавные потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, потом для туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают «заминку» — успокаивающее дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста —от 10 до 30 минут. Постепенно усложняйте упражнения и ускоряйте темп движений. Комплекс упражнений желательно менять каждые 7—10 дней. И помните: нет лучшего стимула к зарядке, чем занимающиеся рядом родители.
Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус, кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите особое внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимости от склонностей ребенка. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте об уроках танцев.
Не игнорируйте и занятия лечебной физкультурой в школе, если доктор считает их необходимыми.
Особенно важна для ребенка прогулка вечером перед сном. Доказано, что оптимальный двигательный режим включает 3—4 ежедневных прогулки обшей длительностью 2,5—3,5 часа, причем чем младше ребенок, тем больше времени он должен проводить на улице. Наказание ребенка лишением прогулки недопустимо!
Водные процедуры
После утренней зарядки ребенка ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической нагрузки надо принимать комфортный душ, удаляющий из организма шлаки, улучшающий питание кожи и обмен веществ. Постепенно температуру снижают с 30° в начале до 15—20° в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен и контрастный душ: чередование теплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобеденное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2—3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребенка в водных процедурах.
Питание
Завтрак обязательно должен быть горяч им и довольно плотным (каши, творог), составляя четверть от суточной потребности ребенка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке.
Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак, который ребенок получает в школе, должен составлять 10—15% суточной калорийности. Обед (соответственно, 40%) проходит в 13—14 часов. Ужин (20 —25%) — не позднее 19.30, должен быть легче завтрака. Предпочтительны каши, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7—10 лет суточный рацион должен содержать 2300 ккал. Следование режиму питания обеспечит достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.
Отдых
Вернувшись из школы, ребенок обязательно должен отдохнуть 1 — 1,5 часа (без чтения книг и просмотра телевизора!). Слабые и часто болеющие дети могут поспать. Готовить уроки лучше всего в 15—16 часов.
Досуг
Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телепередач и др.). Длительность просмотра телепередач — не более 1,5 часов 2—3 раза в неделю. Конечно, в виде исключения можно разрешить просмотр интересного фильма, если эта уступка будет правильно понята и дополнена достаточным прилежанием.
Весьма полезны кружковые занятия, но без перегрузки ребенок может заниматься не более чем в двух кружках сразу.
Родители должны прививать как девочкам, так и мальчикам навыки по самообслуживанию: умение готовить, убирать, стирать и т.д. Осознанная ответственность ребенка за вынос мусора, мытье посуды станет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребенка как полноправного члена семьи.
Сон
Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Школьник должен спать не менее 9—10,5 часов. Многие дети недосыпают из-за раннего начала занятий в первую смену, позднего отхода ко сну. Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Непосредственно перед сном у ребенка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением, похвалой или чтением ему книг. Обязательно следует умыться, почистить зубы, принять душ и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты — 18 "С.
И еще три важные вещи. Во-первых, каждый пункт режима дня вначале должны контролировать взрослые. Если просто оставить ребенку обед, вряд ли он будет питаться по часам. Во-вторых, должны соблюдаться ВСЕ правила распорядка. Невозможно поднять ребенка на зарядку, если вечером он лег в 23.30 после просмотра фильма ужасов. И, в-третьих, ничто так не нарушает распорядок, как безделье. До определенного возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, все ли они сделали для ребенка сегодня и как организовать его день завтра.
Примерный режим дня школьника младших классов
- Подъем: 7.00.
- Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет: 7.00—7.30.
- Завтрак: 7.30—7.50.
- Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе: 7.50—8.20.
- Занятия в школе: 8.30—12.30.
- Горячий завтрак в школе: 11. 00.
- Дорога из школы или прогулка после занятий в школе:
12.30—13.00.
- Обед: 13.00-13.30.
- Послеобеденный отдых или сон: 13.30-14.30.
- Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе: 14.30—16.00.
- Полдник: 16.00—16.15.
- Приготовление домашних заданий: 16.15-17.30.
- Прогулки на свежем воздухе: 17.30—19.00.
- Ужин и свободные занятия (чтение, помощь семье и т.д.): 19.00—20.00.
- Приготовление ко сну: 20.00—20.30.
- Сон: 20.30-7.00.
Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника
Человек как личность формируется в основном уже к 6 годам, но развиваться и совершенствоваться можно до глубокой старости. Лучшее, что могут сделать родители для своих детей – помочь поверить в свои силы, постоянно расширять область их реальной, практической самостоятельности и ответственности, подтверждая тем самым, что они способны быть успешными и счастливыми.
Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, однако именно развитие самостоятельности зачастую меньше всего беспокоит родителей. Лишь отдав ребенка в школу, они с удивлением обнаруживают, что их ребёнок не так самостоятелен как им казалось, и начинают предпринимать решительные действия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.
Воспитывая ребенка, взрослые в своих требованиях к нему вынуждены действовать в двух вариантах: безоговорочное послушание или
Неограниченная свобода. Выбор крайних позиций будет большой ошибкой и приведет к негативному результату. Необходима золотая середина, предполагающая некоторый коридор свободы с определенными правилами и ограничениями.
Как ее найти? Готовых рецептов нет. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален.
Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный личный опыт ребенка и становится качеством его личности.
Если же давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание, то он постепенно оставит попытки добиваться чего- либо самостоятельно, но зато привыкнет получать, а затем требовать от родителей (и не только от них) исполнения своих возрастающих потребностей. Мамы и бабушки, которые ублажают растущее чадо, немедленно откликаясь на все его нужды, растят инфантильное и весьма требовательное существо, целиком зависимое от своих «кормилиц».
Со временем их начинает тяготить выбранная роль, они мечтают увидеть своего выросшего ребенка самостоятельным и успешным, но продолжают решать за него все жизненные проблемы, потому что он сам уже мало что может.
Рекомендации родителям:
- поощряйте все проявления самостоятельности ребёнка, если требуется, помогите ребёнку создать условия для самостоятельной игры или занятия;
- регулярно обращайтесь к ребёнку за советом по какому-нибудь вопросу, интересуйтесь его мнением;
- предоставляйте ребёнку выбор ("Что ты хочешь надеть: эти штаны, или эти?", "Куда теперь пойдём?");
- помогайте ребёнку там, где он просит;
- развивайте кругозор ребёнка;
- позволяйте совершать ошибки, на них учатся, вместо того, чтобы концентрировать внимание ребёнка на неудаче, сконцентрируйте его внимание на том, как можно улучшить дело;
- обеспечьте ребёнку регулярные занятия творчеством (лепка, рисование, музыка и т.д.);
- старайтесь покупать игрушки по типу конструкторов, которые изначально не готовы, которые нужно собирать и разбирать, желательно, чтобы было несколько вариантов сборки;
- старайтесь как можно меньше выполнять за ребёнка то, что он уже может сделать сам, не забывайте оглядываться на возрастные рамки: что обычно умеют делать дети в таком же возрасте, что и ваш ребёнок?;
- старайтесь всегда выполнять свои обещания, подражая вам, ребёнок тоже начнёт выполнять свои договорённости. Такая потребность будет побуждать его лучше продумывать и организовывать свою деятельность;
- учите ребёнка убирать за собой. Поиграл в конструктор - убери его на место. Вылил молоко на пол - вытри тряпкой и т.п. Такие действия помогут ребёнку осознать последствия своих действий и помогут начать лучше организовывать свою деятельность;
- ребёнку необходимо иметь своё собственное пространство, где он будет сам себе хозяином (ящик, комната);
- соблюдение режима дня позволяет формировать волевые качества ребёнка и его чувство времени. Это поможет ему лучше упорядочивать свою деятельность во времени. Режим дня лучше визуализировать, например, это можно делать на детской меловой доске;
- обеспечьте вашему ребёнку возможность играть в сюжетно-ролевые игры как самостоятельно, так и с другими детьми;
На определённом этапе своего развития дети начинают играть с предметами-заменителями. Вместо машинки можно использовать кубик. Вместо куклы - свечку и т.д. Это важный этап развития ребёнка. В это время развивается творческое начало ребёнка. Сегодня в детских магазинах продаётся большое количество дорогих и очень реалистичных игрушек, и некоторые родители начинают переусердствовать: они покупают только такие игрушки, забывая о простых игрушках, забывая о конструкторах, забывая о мозаиках, забывая о пластилине, красках, карандашах. В результате у таких детей всё реже возникает потребность играть с предметами-заменителями, а значит меньше развиваются творческие способности, а они тесно связаны с самостоятельностью.
Если ребёнок хочет вам в чём-то помочь, - разрешите ему это. Пусть поможет (даже, если у него это плохо получается) (не переделывайте за ребёнком при нём)
Не стоит стараться ограждать своего ребёнка от всех негативных переживаний. Некоторые родители, стараясь оградить своего ребёнка от конфликтных ситуаций на детской площадке, начинают её посещать в то время, когда там нет других детей. При таком подходе их ребёнок действительно оказывается избавлен от негативных переживаний, но вместе с этим, он избавляется и от общения с другими детьми: а это возможность поиграть в ролевые игры, возможность принимать свои собственные решения относительно того, как общаться с другими, это возможность наблюдать и перенимать поведение других людей
Приобщайте ребёнка к планированию сложных дел. Например, планирование поездок или планирование выходного дня
Позволяйте ребёнку участвовать в домашних делах (уборка, мытьё посуды, приготовление пищи)
Позволяйте ребёнку участвовать в процессе одевания: пусть он участвует в выборе одежды. Пусть он сам надевает то, что уже может.
В любой ситуации оставайтесь любящими родителями – то главный источник душевных сил ребенка, залог его успешного психического развития.
Как привить самостоятельность.
Первый этап. Как можно больше заданий выполняйте вместе с ребёнком. Старайтесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогайте восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.
Второй этап. Часть работы ребёнок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет небольшая часть, но ребёнку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части положительно оценивайте. Через какое-то время вы вместе с ребёнком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днём.
Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребёнок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверьте сделанное. Смысл этого этапа – ребёнок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.
Четвёртый этап. Ребёнок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдёт на то или иное задание. Вы можете в это время отсутствовать.
Смысл этого этапа в том, что ребёнок старается преодолеть все трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное.
Не затягивайте с самостоятельным выполнением уроков. Достаточно затянуть с этим, и ребёнок к этому привыкнет на все ближайшие годы. И не стоит потом удивляться, придя вечером с работы, что чадо за уроки и не принималось, мотивируя, что взрослых не было дома. Или тому, что ребёнок прослушал объяснение учителя на уроке. А зачем? Мама или папа вечером объяснит всё заново. Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребёнка, если сидите рядом с ним. Просто попросите его остановиться, пусть сам попробует найти ошибку. Выработайте у ребёнка положительный настрой на приготовление домашних заданий.
Приучать к самостоятельности надо постепенно. Составьте список дел, которые ваш ребенок мог бы делать самостоятельно. Расставьте приоритеты, выбрав то, что особенно важно. Подумайте, по силам ли вашему ребенку перечисленные в списке дела. И начинайте работать сначала над первым пунктом.
До формирования устойчивого навыка в среднем потребуется недели три. Для вас — три недели терпения. Направлять. Помогать. Контролировать. Хвалить. Потом можно переходить к следующему пункту.
Как приучить к самостоятельности: список дел
Например, ваш ребенок — первоклассник, и вы решили, что он будет:
без напоминания чистить зубы;
собирать портфель;
собирать сумку на тренировку;
делать все уроки самостоятельно;
заправлять постель;
чистить ботинки;
мыть посуду;
прибирать свою комнату;
поливать цветы;
выносить мусор;
готовить себе еду;
стирать одежду;
развешивать одежду после стирки;
кормить кота;
убирать кошачий туалет.
Напомню, это пример — в списке, составленном вами, могут быть совсем другие дела. Ориентируйтесь на свои потребности и на возможности ребенка. Сейчас скажу самую банальную банальность: дети все разные. Потому и не существует универсальных воспитательных фишек. То, что работает со старшим ребенком, может не сработать с младшим. Если у ребенка будет личная мотивация (сам захотел) или его будет подталкивать стимул, предложенный родителями, ребенок заправит постель — не будет ни того, ни того, палец о палец не ударит.
Начинать нужно с формирования личной мотивации. Расскажите, почему важно делать то-то и то-то, добавьте, что маме и папе нравится, когда то-то и то-то сделано, придумайте еще какие-нибудь вдохновляющие фразы. Но если на вашего ребенка они не окажут воздействия и личная мотивация так и не появится, несмотря на ваши усилия (не та почва, не та натура), то тогда подключайте стимулы.
Стимулы — внешние воздействия — бывают положительные и отрицательные. Положительные стимулы — это когда за сформированную положительную привычку ребенок получает заслуженный приз. Игрушку, книгу, посещение интересного места — то, что хочет ребенок и ради чего он постарается, то, что будет равноценным поощрением, с точки зрения родителей.
Важное замечание. Поощрять надо не за факт выполнения какого-либо действия — это не торг «ты мне, я тебе». Поощрение — это, скорее, выражение радости по поводу того, что полезная привычка начинает формироваться.
Отрицательные стимулы — это когда за невыполненное обязательство наказывают штрафом, лишением. На отрицательных стимулах добиваться желаемого легче. Самый распространенный ультиматум: «Если не вымоешь пол, не пойдешь гулять!». Да, действует. Но только эффект кратковременный. Придет время, и вы физически не сможете удержать дома подростка. Прежний отрицательный стимул перестанет работать.
Если же воспитание строилось не на стимулах, а на мотивации, на желании помогать, то фраза «Помоги мне, пожалуйста, протри пол» будет работать и пять лет спустя — при наличии хороших отношений, конечно. Поэтому в воспитании лучше в первую очередь опираться на мотивацию.
Приоритеты следует расставлять таким образом: отношения важнее навыков. Если для формирования навыка папа хватается за ремень: «Да сколько же раз тебе говорить, что за собой нужно убирать со стола! Сейчас через пятую точку память тебе поправлю!» — то навык, может, и сформируется, но во взрослой жизни получивший ремня может принципиально избегать убирания со стола. Своего рода протест против насилия в детстве.
раскрыть » / « свернуть