Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОПФР
«Индивидуальные особенности моего ребенка»
Пожалуйста, помните, что «Особые» дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребёнка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом, зрением, руками, ногами, телом, головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребёнка сохранно, что он может. Именно это-основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
Старайтесь предоставлять ребёнку с особенностями возможность пробовать сделать всё самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним –но не вместо него!
«Особые» дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребёнок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии «необычного» ребёнка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
Правила для родителей
Преодолевайте страх и отчаяние
Не теряйте время на поиски виновного - его просто не бывает!
Определите, какая помощь необходима вашему ребёнку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
Общие стратегии нормализации жизни семьи:
Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймёте, что не одиноки в своём несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
Не скрывайте ничего от близких, держите их в курсе проблем вашего ребёнка.
Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребёнка.
Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.
Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного других членов семьи.
Согласитесь принять то, что уже есть. Примирение с тем, что уже случилось, - первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья.
Консультация для родителей:
«Особый» ребенок - «особое» отношение»
У вас родился ребенок. Вы ждали его, надеялись, и он пришел к Вам. Они пришел, но не таким, каким Вы хотели увидеть его. Он не родился таким, как другие дети, и, возможно, Вам сказали, что он будет не похожим на других. Перед Вами, родители встает тяжелая задача переосмысления своего будущего. Им предстоит упорядочить свою дальнейшую жизнь, принимая в нее ребенка.
Да, Ваш ребенок не похож на большинство других, но это вовсе не значит, что он хуже них. Единственное, что можно о нем сказать с уверенностью – он будет мыслить иначе, чем мы с Вами.
Ваша задача – помочь ему почувствовать себя полноценным человеком.
Ему нужны уверенные родители, которые не «приносят себя в жертву», которые живут полной жизнью и находят время на своих других здоровых детей.
Помогая ребенку с особенностями в развитии с самого раннего возраста, мы имеем шанс показать ему то, к чему мы все стремимся: полноценную жизнь.
Как же нужно относиться к «особому» ребенку?
Родители нередко ведут себя неправильно по отношению к нему. Они слишком жалеют своего малыша и всячески его опекают, препятствуя проявлению его и без того сниженной самостоятельности. Мешают развитию различных умений – самообслуживания, умений убирать свои вещи, собирать свои игрушки, принимать посильное участие в разных домашних делах, общаться с членами семьи, Тем самым ограничиваются так необходимые ребенку возможности общения и сотрудничества в совместной с другими деятельности, воспитывается постоянная потребность в опеке.
Другие родители, наоборот, раздражаются от неудач своего малыша, предъявляют непосильные для него требования. Это обижает ребенка, делает его неуверенным в себе, замкнутом, угнетенным, а часто раздражительным, агрессивным.
Очень способствует развитию у ребенка отрицательных черт его личности желание родителей заставить его говорить, заставить повторить за ними что-то сказанное, ответить на заданный вопрос. Трудности, которые испытывает ребенок в своей речи, развивают у него так называемый негативизм, чувство противоречия предъявляемым требованиям сказать, повторить, ответить. Постоянное провоцирование такого состояния еще больше тормозит его речевое развитие.
Родителям нужно научиться жить, сотрудничать со своим ребенком, как с равным, вместе с ним играть, смотреть нужные, понятные и интересные малышу картинки, фильмы, читать ему книжки, рисовать или играть в то, о чем читали, что вместе посмотрели, не идти на поводу желаний или нежеланий ребенка, а заинтересовывать его, используя игрушки, картинки, яркие карандаши и краски.
Родителям необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его окружает. Обращать его внимание на все, что ему доступно: вещи, птицы, звери, растения. Следует уделять много внимания занятиям с различными предметами, игрушками, а также подвижным играм.
Неважно, что ребенок не все слова сможет повторить, не на все обратить должное внимание. Доброжелательный, доверительный тон разговора, готовность оказать помощь, неоднократное повторение одного и того же найдут отголосок в душе ребенка, помогут откладываться в его памяти разным впечатлениям, которые рано или поздно обнаружатся в его общении с близкими, со сверстниками, со взрослыми чужими людьми. Все это сделает малыша более общительным, облегчит его игры и с детьми и поможет его дальнейшему развитию.
Первоначально возникают вопросы «Когда начать? С чего начать?». Ответ один: «Чем раньше, тем лучше». «С чего начинать?» – «С самого простого и доступного пониманию ребенка».
Восемь принципов хорошего диалога с ребенком:
1.Покажите положительные эмоции - покажите, что вы любите своего ребенка.
2.Подстраивайтесь под ребенка и следуйте его инициативе.
3.Говорите с ребенком о том, что его интересует, и попытайтесь завести «разговор эмоциями».
4.Хвалите и поддерживайте ребенка в том, с чем он справился.
5.Помогите ребенку сконцентрировать внимание, с тем чтобы иметь общие впечатления от окружающих предметов.
6.Внесите смысл в детские впечатления от окружающего мира, описывая то, что вместе делали, и выражая свои чувства и энтузиазм.
7.Вдавайтесь в подробности и поясняйте то, что вы переживаете вместе с ребенком.
8.Помогите ребенку контролировать себя, устанавливая ограничения позитивным образом: направляя его, показывая позитивные альтернативы и совместно планируя.
Надеемся, что эта полезная информация придаст Вам больше уверенности, откроет новые возможности в общении с Вашим ребенком. И вы будете счастливы не вопреки Вашему маленькому человечку, но благодаря ему и вместе с ним.
Рекомендации для родителей учащихся с ОПФР
Как организовать досуговую
деятельность детей
Досуговая деятельность ребенка должна включать в себя меры, направленные на выработку у детей с ограниченными возможностями навыков самообслуживания, самостоятельной организации собственной жизни. Приобретаемые знания и навыки должны быть привязаны к решению повседневных жизненных задач, а не уводить от реальности. Такой подход гарантирует адекватную социальную адаптацию, интеграцию таких детей в обычную жизнь, расширение области самостоятельности в отношениях с окружением.
Зачастую семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, не могут организовать свой досуг не только по экономическим соображениям и социально-психологическим причинам (социальная изоляция семьи, чувство вины, подавленности, нарушенные семейные отношения и др.), но и из-за чрезмерной опеки над ребенком, просто не знания, что можно, а что нельзя.
Ребенку постарше можно предложить составить альбом вещей, которые его окружают дома или на улице. В журналах или газетах находите эти предметы и вырезайте их. Такие альбомы, кроме навыков восприятия, развивают память и речь.
Научиться ориентироваться в пространстве и одновременно познавать возможности своего тела ребенку помогут подвижные игры «День и ночь», «Море волнуется», «Ручеек», «Прятки» или движения по команде (ползком, кувырком, на четвереньках). Подобные игры помогут малышу освоить понятия «верх – низ», «кругом» и т.д. Ребенка привлекают не только игрушки, но и занятия окружающих. Его притягивает все, что делают взрослые. Не лишайте ребенка даже с очень тяжелой формой заболевания возможности помогать вам по дому. Помощь по дому не только развивает детей, но и приучает их к труду. Например, занимаясь вытиранием пыли и чисткой обуви, дайте тряпку и ребенку. На кухне дайте ему вырезать из теста печенье формочкой, что-нибудь размешать, положить соль в картошку, слепить пирожок и т.д. В саду ребенок может помогать вам, сажая растения или поливая грядки.
Вечером с ребенком можно играть в детские настольные игры, читать вместе с ним книжку, рисовать, собирать паззлы или мозаики. Такие игры не только помогают ребенку развивать внимание, усидчивость, пространственную ориентацию, учат действию по образцу и самовыражению, они также помогут успокоить нервную систему и приготовиться ко сну. Более взрослого ребенка можно научить играть в шашки, шахматы, домино или лото. Подобные игры развивают внимание, память и мышление. Для развития мелкой моторики и воображения можно порекомендовать занятия декаративно-прикладным творчеством. Это может быть вязание, вышивание, плетение из бисера, лепка из пластилина или соленого теста.
В выходные дни или дни отпуска важно устраивать совместное проведение досуга. Это могут быть общие семейные увлечения, такие как рыбалка, походы, экскурсии, занятия спортом. Если есть такая возможность, очень полезно будет плавание, верховая езда.
Привитие навыков личной гигиены у детей с ОПФР и соблюдения санитарных норм в домашних условиях.
Главный принцип в воспитании детей с ОПФР – формирование у них привычек. Причем только своевременное проведение этой работы даст положительный результат. Выработка у детей положительных привычек и навыков поведения, а также чёткой последовательности в выполнении отдельных действий играет важную роль. В дальнейшем они соблюдают тот порядок, какой усвоили под непосредственным руководством и контролем старших. Прочное усвоение навыка освобождает детей от замешательства и состояния беспомощности, которое они испытывают, попадая в непривычные условия.
Часто родители, считая своего ребёнка заведомо не способным выполнять даже самую простую работу, ставят его в полную зависимость от окружающих, приучают к иждивенчеству. Выработать у детей навыки личной гигиены можно, если многократно показывать ему все операции. Родители должны объяснять все задания простыми знакомыми детям словами.
Целесообразно предлагать сразу выполнять более легкие действия, перейдя затем к более сложным. Каждый бытовой навык, которому предстоит обучить ребенка, представляет собой сложный набор последовательно выполняемых движений. В начале обучают выполнению каждого элемента отдельно. Так, в процессе мытья рук, сначала показывают, как мыть ладони, затем тыльные стороны, большие пальцы и запястье. Со временем у детей улучшаются координация движений, работоспособность.
Дома их следует учить одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, чистить зубы, следить за своим внешним видом, правильно вести себя за столом. Также следует учить детей пользоваться туалетом.
Всем этим навыкам учеников начальных классов учат на уроках социально-бытовой ориентировки, но необходимо, чтобы эти навыки закреплялись и дома.
Виды помощи в выполнении заданий:
- Стимуляция к действию.
- Программирование плана действий.
- Указание способа решения
- Демонстрация способа решения.
Правильно организованные ситуации и приемы общения с вашим ребенком обеспечат вам успех, облегчат вашу жизнь и жизнь вашего ребенка.
Труд в семье должен быть систематическим и постоянным, чтобы ребенок имел посильное постоянное поручение дома.
Целенаправленное развитие трудовых умений в семье позволяет преодолеть основной недостаток детей с ОПФР – их низкую самостоятельность.
Успешность в деятельности по формированию навыков личной гигиены и самообслуживания зависит от мотивации. Поэтому важное условие в формировании навыков поощрение ребенка и участие самих взрослых в процессе обучения.
Прежде чем сделать какое-либо задание вы должны объяснить его ребенку, помочь спланировать порядок выполнения действий, затем самому продемонстрировать, как они выполняются. Детям следует задавать такие вопросы: с чего надо начать? Не забыл ли ты порядок действий? Все ли у тебя получилось? Если работа кажется сложной, то поручайте ему выполнить один трудовой процесс, а не несколько. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Избегайте однообразия.
Советы родителям, воспитывающим ребёнка с ОПФР
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Роль родителей детей с нарушениями развития трудно переоценить и тогда, когда он живёт дома и в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств ребёнок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Максимально возможное развитие возможно при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьёй.
Если возникают воспитательные проблемы с ребёнком с особенностями психофизического развития, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся особенностей своего ребёнка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности.
Не следует думать, что ребёнок с особенностями психофизического развития – это несчастный ребёнок! Умственные нарушения не означают эмоциональных нарушений.
Ребёнку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы детей с особенностями психофизического развития, знают, насколько они естественны, дружелюбны и симпатичны, когда в семье их любят такими, какими они есть. Чем меньше ребёнок, тем больше иллюзий удаётся сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. Это наблюдается, в основном, в тех случаях, когда речь идёт о тяжёлых поражениях мозга.
Трудности, с которыми сталкиваются родители, часто приводит к состоянию паники, трагической обречённости. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребёнка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с особенностями психофизического развития.
Семья, имеющая ребёнка с особенностями психофизического развития, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлётов» и «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния.
При появлении в семье ребёнка с особенностями психофизического развития у родителей, как правило, возникает чувство, безнадёжности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребёнка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них.
Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые рентные установки. И тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но и требуют повышения социального статуса ребёнка, семьи, ожидая от общества только материальной поддержки. Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации, как самого ребёнка, так и родителей.
Для формирования гармоничной личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.
Способы правильного общения с детьми с особенностями психофизического развития
Какие же взаимоотношения считать правильными?
Это те, в которых взрослый:
- сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
- ребенку избежать ошибок;
- поддерживает ребенка при неудачах.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает события (поступки) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка, стороны. Для того, чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и, не достигнут самоуважения и уверенности.
Как поддерживать ребенка?
Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки. Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирования соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных сторон. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.
Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребенка.
Избегать подчеркивания его промахов.
Показать, что вы удовлетворены ребенком.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
Проводить больше времени с ребенком.
Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
Уметь взаимодействовать с ребенком.
Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это важно.
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Принимать индивидуальность ребенка.
Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
Демонстрировать оптимизм.
Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка
Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи.
Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающие реальность, планирование способа действия.
Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
Демонстрируйте взаимное уважение. Демонстрируйте доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему, как к личности.
разгарнуць » / « згарнуць